Содержание
Само собой разумеется, что для разрешения конфликта или установления значимой связи с кем-либо требуется общение.
Когда люди думают об общении, разговор – это то, что приходит на ум в первую очередь, верно? Если человек пытается разрешить конфликт с кем-то, естественно, он захочет начать с объяснения или защиты.
Часто предполагается, что основной навык в разрешении конфликта и разъяснении своей точки зрения состоит в том, чтобы говорить достаточно четко, чтобы другой человек понял, о чем идет речь.
В этом есть смысл. Однако, снова и снова, этот метод оказывается разочаровывающим и дико неэффективным. Проблема заключается в том, что человек становится настолько сосредоточенным на том, что он говорит, что забывает слушать.
И то, и другое необходимо, но «слушательская» часть на самом деле является самым мощным компонентом эффективного разрешения конфликта и установления связи с партнёром.
Слушать, чтобы понять
Внимательное слушание кого-то с искренним любопытством оказывает мощное влияние на человека и того собеседника, которого он слушает. По-настоящему слушать кого-то – значит стремиться полностью понять, что собеседник говорит. Акцент делается на 100% на слушании и понимании того, что он говорит, а не на половинчатом слушании, при это мысленно формулируя своё опровержение или с нетерпением ожидая, когда собеседник сделает вдох, чтобы можно было высказать свое опровержение.
Подлинное слушание кого-то – это акт близости, а когда он испытан, то оказывает мощное успокаивающее воздействие на того человека, которого слушают, и на ситуацию в целом. Почти неизбежно человек, которого слушают, в каком бы настроении он ни начинал говорить, начнет смягчаться. В свою очередь, это смягчение может стать заразным, и можно будет понять, что сердце слушателя тоже смягчается, поскольку теперь ему легче сопереживать.
Кроме того, по мере того, как постепенно усиливается успокаивающий эффект, уровень тревоги и гнева начинают уменьшаться, что позволяет мозгу более четко фокусироваться.
Эта естественная химическая реакция пригодится, когда придет очередь другого собеседника говорить, так как он сможет говорить более спокойно и четко, что значительно облегчит эффективную коммуникацию, обострит проблему и даст почувствовать себя более вовлеченным в отношения.
Как слушать эффективнее
Слушание – это не просто слышать слова, которые кто-то произносит, а понимать то, что пытается донести человек и суть того, что он пытается сказать. В мире консультирования это называется «активным слушанием». Активное слушание требует полного внимания и самоотдачи.
Следует помнить, что цель состоит в том, чтобы полностью понять как можно больше информации, поэтому подходить к этому навыку нужно с искренним любопытством.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут преуспеть в слушании и полном понимании:
1. Отдавать полное внимание
Находиться лицом к лицу с собеседником, которого человек слушает. Установить зрительный контакт. Убрать все отвлекающие факторы.
2. Определить 2 вещи: содержание и чувства
Послушать, что собеседник говорит (содержание), и постараться понять, что он чувствует. Если он не сообщает, что чувствует, следует спросить себя, как бы я себя чувствовал, если бы оказался в такой же ситуации.
Необходимо научиться определять, что чувствует собеседник, поскольку очень важно показать своё понимание и смягчить атмосферу.
3. Показывать, что понимаешь
Следует показывать своё понимание собеседнику, отражая то, что было услышано и своё понимание того, что чувствует собеседник. Это может сэкономить много времени при разрешении конфликтов, поскольку даст обоим участникам разговора шанс сразу же устранить любые недоразумения.
4. Быть любопытным и задавать вопросы
Быть любопытным и задавать вопросы, если возникают трудности с пониманием или если нужны разъяснения. Задавание вопросов показывает, что человек пытается понять, а не спорить. Следует расследовать, но не допрашивать.
Только после того, как эти шаги выполнены и партнер подтвердил, что он правильно понят, наступает очередь высказывать свои мысли и чувства по этому вопросу.
Практика делает навык совершенным
Хорошей идеей будет начать практиковать навык активного слушания, чтобы им можно было воспользоваться в любое время возникновения спора.
Вот пара вопросов, которые можно задать друг другу, чтобы помочь начать работу. Следует задать вопрос, а затем потренироваться слушать с искренним любопытством.
- Какое твоё любимое детское воспоминание?
- Что тебе нравится или не нравится больше всего в твоей работе?
- Что тебя беспокоило на этой неделе?
- Что я могу сделать, чтобы ты чувствовал себя особенным или уважаемым?
«Мудрость – это награда, которую вы получаете за то, что слушаете всю жизнь, когда предпочитаете говорить» — Марк Твен.
Добавить комментарий